Россия ввела ряд экономических мер в отношении Турции. В среду Минобороны РФ представило доказательства того, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вовлечен в торговлю нефтью с ИГИЛ (ДАИШ). События развиваются по нарастающей. Как все это может сказаться на крупных проектах России с Турцией, в частности на строительстве газопровода "Турецкий поток" и АЭС "Аккую". Насколько выгодны России эти проекты в свете меняющейся геополитической обстановки?
Недостатка в экспертных мнениях нет. Одно из таких мнений высказал директор Института проблем энергетики (ИПЭ), бывший замминистра России по атомной энергии Булат Нигматулин. Эксперт считает, что проект строительства АЭС "Аккую" невыгоден России как с геополитической, так и с финансовой и экономической точек зрения.
ИПЭ ранее подготовил финансово-аналитическое заключение по рискам проекта АЭС "Аккую" и представил доклад в ряд министерств и ведомств, получив от них положительное заключение.
ИПЭ изучил разделы "Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке "Аккую" в Турецкой Республике" от 12 мая 2010 г.:
В докладе ИПЭ по финансово-экономическому разделу соглашения отмечены следующие риски:
"Соглашение по АЭС "Аккую" выполняется без финансовых обязательств Турецкой Республики. Финансирование проекта проводится исключительно за счет средств проектной компании.
Высока вероятность того, что все затраты на строительство АЭС ($20 млрд в ценах 2012 г.) оплатит российский бюджет. При этом свыше половины финансирования ($10 млрд) получат турецкие компании, привлекаемые в качестве контрагентов по контракту с проектной компанией.
Имеется высокий риск замораживания бюджетных средств, потраченных на стройку, из-за затягивания сроков строительства АЭС, приостановки эксплуатации блоков по предписаниям турецких надзорных органов, демонстраций местного населения против строительства АЭС, неготовности сетей и других факторов.
Отсутствуют обязательства турецкой стороны по сооружению ЛЭП и подстанций для отбора мощностей. Нет данных по гарантированному электросбыту мощностей. АЭС вблизи курортной зоны Анталия.
Не обозначены крупные потребители электроэнергии с базовым графиком нагрузки.
Граждане Турецкой Республики бесплатно обучаются и широко привлекаются для целей эксплуатации АЭС. В стоимость проекта входит создание полномасштабного тренажера на площадке АЭС, обычно это делается по отдельным контрактам за дополнительную плату.
Поставки топлива на АЭС, включая стоимость доставки, физзащиты и так далее, полностью оплачиваются проектной компанией, однако компания не располагает собственными средствами, поэтому придется задействовать средства российского бюджета.
В принятой схеме возврата средств цена на электроэнергию ($0,1235 за кВт.ч) зафиксирована минимум на 25 лет. При этом не учитывается инфляция, рост цен, изменения курсов валют, другие финансовые изменения и потрясения.
Проектная компания предоставляет Турецкой энергетической компании ("Теташ") сведения о помесячном количестве электроэнергии, вырабатываемой всеми блоками АЭС на протяжении всего периода действия Соглашения о покупке электроэнергии (СПЭ), то есть минимум в течение 18 лет. В случае меньшего объема производства (по сравнению с объемом, предусмотренным СПЭ) проектная компания должна докупать электроэнергию на открытом рынке и продавать ее "Теташ".
В случае банкротства проектной компании российская сторона назначает преемника проектной компании, который должен обладать всеми необходимыми компетенциями и финансовыми возможностями за счет российского бюджета.
По истечении срока действия СПЭ проектная компания обязуется перечислять турецкой стороне 20% чистой прибыли в течение всего срока эксплуатации АЭС. Так турецкая сторона оценила стоимость земли под АЭС в общей стоимости АЭС.
Проектная компания несет ответственность за вывод АЭС из эксплуатации и переработку отходов.
Объем работ по выводу АЭС из эксплуатации в соглашении не прописан. Турецкая сторона потребует создания "зеленой лужайки", поскольку АЭС находится рядом с курортной зоной Антальи. В этом случае стоимость вывода станции из эксплуатации становится соизмерима со стоимостью строительства самой станции.
Высока вероятность, что проектная компания не получит накоплений. В итоге все расходы лягут на российский бюджет.
В соглашении отсутствует статья о форс-мажорных обстоятельствах, не прописано положение о невозможности национализации проектной компании".
В разделе о безопасности соглашения существуют следующие риски:
"Особенности контрактного соглашения делают АЭС "Аккую" уникальной, поскольку станция находится под юрисдикцией турецкой стороны, а сама АЭС является российской.
Все обязательства по страхованию рисков эксплуатации АЭС берет на себя проектная компания, являющаяся эксплуатирующей организацией. В соответствии с международными конвенциями ответственность за ядерный ущерб возложена исключительно на эксплуатирующую организацию. Однако проектная компания не может покрыть этот ущерб, поэтому покрывать его придется также за счет российского бюджета.
Турецкая сторона несет ответственность только за выделение земли под АЭС и гарантирует доступ к такой земле подрядчиков, агентов, поставщиков, действующих от имени и с согласия проектной компании. Отсюда следует, что за благонадежность всего персонала АЭС, включая турецкий персонал, отвечает проектная компания.
Физическая защита АЭС включена в зону ответственности проектной компании, что противоречит международному праву. Ответственность должна нести Турция, на территории которой строят и эксплуатируют атомный объект.
На АЭС "Аккую" предусмотрена специализированная охрана, персонал АЭС имеет справку-допуск к секретным документам. Всех сотрудников проверяют турецкие спецслужбы в соответствии с турецкими законами.
По российским законам, пролет самолетов над атомными станциями запрещен. В соглашении подобный запрет не прописан, как и условия охраны АЭС средствами ПВО.
Все проблемы с местным населением должна решать проектная компания. В этом случае турецкая сторона уходит от ответственности в этом вопросе".
В раздел управления соглашения существуют следующие риски:
"Положение соглашения, относящееся к корпоративному управлению проектной компании, имеет дискриминационный характер по отношению к России: турецкая сторона не вкладывает в строительство средства, но получает контроль над собственностью, которая ей не принадлежит, ссылаясь на защиту национальной безопасности и экономических интересов Турции".
В разделе о кредитовании строительства АЭС соглашения отмечены следующие риски:
"Проектная компания является акционерным обществом, в котором минимум 51% должен принадлежать российской стороне, а остальные 49% - иностранным инвесторам. В таком случае иностранные инвесторы должны прокредитовать 49% строительства, но это соглашением не предусмотрено.
Не прописана схема возврата средств в российский бюджет.
Беспроцентное кредитование проектной компании деньгами российского бюджета до сих пор не встречалось в практике международных инвестиционных контрактов. При этом сама Россия заимствует финансовые ресурсы на внешнем рынке под 6,8-6,9% годовых
Возврат средств России находится под вопросом из-за вероятного ограничения роста стоимости электроэнергии в Турции на длительный период и скачков курса доллара к мировым валютам (турецкая лира - в зоне повышенного риска).
Геополитическая составляющая соглашения также имеет риски:
"Соглашение по АЭС "Аккую" ставит Россию в зависимость от Турции, а политика Турции становится все более непредсказуемой. Подписание соглашения по АЭС вызвало также резкую негативную реакцию правительства Кипра и недовольство Греции.
Соглашение по АЭС "Аккую" подрывает основы для подписания Россией международных контрактов по строительству АЭС с другими странами, поскольку показывает, что Россия может пойти на необоснованные льготы при продвижении строительства АЭС.
Иностранные энергокомпании не строят АЭС по схеме "строй-владей-эксплуатируй" с фиксированной стоимостью продажи электроэнергии в долларах, установленной на 25 лет вперед.
Заключение: "Соглашение наносит ущерб политическим и экономическим интересам России, необходима дипломатическая подготовка по расторжению соглашения. В соответствии со ст. 18 п. 2 указанного соглашения его можно расторгнуть в любое время путем направления уведомления за год до даты расторжения".