Главная » 2018»Май»5 » Основная магистраль "Южного потока" пойдет не в Австрию, а на север Италии
19:13
Основная магистраль "Южного потока" пойдет не в Австрию, а на север Италии
Как стало известно «Московским новостям», у газопровода «Южный поток», который Еврокомиссия считает угрозой планам по снижению энергозависимости от России, появился маршрут. Инициатор и главный участник проекта «Газпром» решил, что основная магистраль пойдет не в Австрию, которая активно лоббирует Nabucco, а на север Италии. Источник, близкий к «Газпрому», рассказал «Московским новостям», что еще в сентябре после подписания в Сочи соглашения акционеров по строительству морского участка «Южного потока» российский концерн определился с маршрутом газопровода по территории Европы. Труба после выхода из Черного моря пройдет через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словению на север Италии. Планируются газопроводы-отводы в Грецию, Хорватию и Республику Сербскую (входит в состав Боснии и Герцеговины). Таким образом, «Газпром» отказался от варианта транспортировки крупных объемов газа в хаб в австрийском Баумгартене, а также от идеи строительства трубопровода через Грецию и Адриатическое море в южную часть Италии. Возможность замены Болгарии, несколько лет отчаянно тормозившей работы по «Южному потоку», на Румынию «Газпром» также исключил. И был в итоге вознагражден решением болгарского правительства присвоить российскому трубопроводу статус объекта национального значения. Представитель «Газпрома» отказался комментировать принятое решение. Источник «МН» в компании утверждает, что Австрия может поучаствовать в проекте «Южного потока», но только как покупатель газа для своих нужд. Распределительный хаб, откуда российский газ из нового трубопровода будет расходиться по европейским потребителям, будет расположен в Италии. «Газпром» долго и упорно сражался за то, чтобы разместить основной пункт сдачи газа в австрийском Баумгартене, который более развит как распределительный хаб и к тому же удобно расположен в центре Европы. Здесь находится крупное подземное хранилище и действующая площадка по краткосрочной торговле газом Central European Gas Hub (CEGH). Кроме того, сюда должны прийти основные объемы каспийского газа, поставляемого в обход России по «Южному газовому коридору», а именно по «любимому» газотранспортному проекту Еврокомиссии — Nabucco. То есть была возможность опередить прямого конкурента за рынки сбыта. Австрия в лице главной нефтегазовой компании страны OMV стояла у истоков Nabucco и является ключевым участником этого проекта. Штаб-квартира консорциума, созданного австрийской, венгерской, румынской, болгарской и турецкой компаниями (позднее к ним присоединилась немецкая RWE), находится в Вене. В 2010 году после долгих уговоров Австрия последней из стран, предполагавшихся на роль транзитеров для «Южного потока», подписала с Россией межправительственное соглашение в обмен на ряд уступок в других сферах. «Газпром» и OMV создали паритетное совместное предприятие для проектирования и строительства австрийского участка трубы. Там нужно было провести трубу всего-то на 40 км от границы с Венгрией. С «Газпромом» было подписано соглашение о том, что российский концерн приобретет 50% подконтрольного OMV газового хаба CEGH. Однако летом зампред правления «Газпрома» Александр Медведев заявил, что Еврокомиссия выставила неприемлемые поведенческие условия и тем самым фактически заблокировала сделку. В Брюсселе, очевидно, опасались за судьбу Nabucco, для которого пока не получается найти ресурсы газа. В итоге им удалось не допустить «Газпром» к австрийской торговой площадке, что в итоге сыграло решающую роль в определении маршрута «Южного потока». В пресс-службе OMV «МН» заявили, что «Южный поток» является дополнительным маршрутом по доставке дополнительных объемов газа, в которых нуждается Европа. «OMV является партнером «Газпрома» в консорциуме по строительству австрийской секции «Южного потока» от австрийско-венгерской границы до Баумгартена», — сообщили в компании. На вопрос, знают ли в OMV о принятом «Газпромом» решении по маршруту газопровода, в пресс-службе ответили, что не могут прокомментировать эту информацию. Скорее всего официальное уведомление от российского концерна в Вену еще не поступило. Атмосфера секретности, в которой «Газпром» принимал решение о маршруте «Южного потока», тоже связана с газовым конфликтом Москвы и Брюсселя. Как известно, в порыве поиска ресурсов для «Южного коридора» Еврокомиссия выбила у Совета ЕС мандат на проведение переговоров с Азербайджаном и Туркменией по строительству Транскаспийского газопровода — недостающего звена для подключения к Nabucco туркменских ресурсов. Одновременно комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер отказался заключить с Россией соглашение, которое бы позволило реализовать «Южный поток» без риска потерять контроль над транзитными мощностями, и пригрозил Москве неприятными последствиями, если Брюсселю будут мешать договариваться с Баку и Ашхабадом. Угроза была исполнена — в офисах «дочек» и партнеров «Газпрома» в Восточной Европе и на Балканах ЕК провела масштабные обыски и выемки документов под предолгом антимонопольного расследования. То есть фронт боевых действий сейчас пролегает как раз по маршруту «Южного потока», вероятно, поэтому его и не стали афишировать. Но от главной задачи — запустить первую нитку «Южного потока» в декабре 2015 года — «Газпром» не отказался.
Южный фронт Для того чтобы доставить газ из России в Италию по новому маршруту, «Газпром» собирается построить два новых магистральных газопровода на российской территории от Единой системы газоснабжения до черноморского побережья в районе Анапы. Морской участок (по проекту четыре нитки) до Болгарии должен соорудить международный консорциум South Stream Transport AG в составе «Газпрома» (50%), итальянской Eni (20%), немецкой Wintershall (15%) и французской EdF (15%).Сухопутные участки в транзитных странах на территории проектируют совместные предприятия «Газпрома» с национальными компаниями — BEH в Болгарии, «Србиягаз» в Сербии, MFB в Венгрии. СП в Словении еще не создано. Стоимость морского участка определена в 10 млрд евро, сухопутного маршрута в Европе — 5,5 млрд евро.